История развития коммуникаций на Камчатки

Заглавная картинка:
История развития коммуникаций на Камчатки
Тип статьи:
Авторская

Включение Камчатки в состав России явилось закономерным событием процесса освоения Сибири и Дальнего Востока Русским царством, началом которому считается походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича с дружиной в 1581—1585 годах в Сибирское ханство. Началом же освоения Камчатки можно считать поход отряда Владимира Атласова 1697 года из Анадырского острога на юг, в неисследованные земли. Считается, что во время этого похода Владимир Алексеевич основал зимовье, ставшее, в последствии, Нижне-Камчатским острогом [2].

С появлением первых русских поселений на Камчатке возникла потребность и коммуникаций с «матёрой землей», в том числе и с Санкт-Петербургом, заложенным в те года Петром I Великим как новая столица государства Российского. Первые коммуникации были эпизодическими, проходили исключительно сухопутным путем, а передача информации занимала 3-4 года. При этом, связь отдаленных земель с государственным центром осложнялась крайне напряженными отношениями с якутским и чукотским народами, периодически приводившими к военным столкновениям [6], а также с камчадальским населением, что также не лучшим образом отражалось на коммуникациях.

В 1716 году из Охотского острога к берегам Камчатки отправилось судно «Фортуна». Эту дату можно считать началом морского сообщения Камчатки с материком. В 1740 году заложен порт Петропавловск-Камчатский, в 1856 году – Николаевск-на-Амуре, а в 1860 – порт Владивосток. Таким образом, часть пути корреспонденция проходила по морю, что несколько сокращало сроки обмена информацией. Кроме того, с основанием в 1799 г. Русско-Американской компании порт Петропавловска-Камчатского стал играть важную роль в обеспечении связи Аляски с Санкт-Петербургом, что привело к сокращению сроков доставки корреспонденции до нескольких месяцев (время, необходимое чтобы обогнуть Азию и Африку морским путем).

Следующей важной вехой в истории внешних коммуникаций Камчатки стало строительство в 1901 году Транссибирской железной дороги. Это событие позволило сократить срок обмена информации со столицей до нескольких недель (морем – до Владивостока, от Владивостока до Санкт-Петербурга – по железной дороге).

В 1910 году в Петропавловске-Камчатском была введена в строй первая радиостанция, связавшая его с Комсомольском-на-Амуре [3]. Этому моменту с Санкт-Петербургом были связаны телеграфной линией и Владивосток (1871 г.), Николаевск-на Амуре (1898) [4]. Таким образом в начале XX века Камчатка получила возможность осуществлять коммуникации со столицей России буквально за несколько часов.

Также важнейшими событиями в развитии связи Камчатки с материком можно считать перелет в 1936 году экипажа Валерий Чкалова на самолете АНТ-25 по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, послуживший предпосылкой к становлению регулярного авиасообщения.

Следующим эпохальным событием, несомненно, следует признать запуск 23 апреля 1965 г. первого советского спутника связи «Молния-1», через который удалось связать Дальний Восток и Москву телевизионной линией.

Троеточием же в развитии коммуникаций Камчатки с Россией и миром возможно считать прокладку телефонного кабеля (даты найти не удалось) и введение эксплуатацию оптоволоконной линии связи по дну Охотского моря в сентябре 2016 года.

По развитию внутренних коммуникаций (развитие газетопечатания, телерадиовещания, телефонии, доступа к интернету) в Камчатском крае, к сожалению, нашлось крайне мало информации и этот вопрос требует отдельного глубокого исследования. Тем не менее, в рамках раскрытия данного вопроса возможно привести ряд фактов.

На протяжении очень долго времени все коммуникации на Камчатке осуществлялись сухопутным путем (конное сообщение и собачьи упряжки), речным или морским прибрежным транспортом.

Первая дорога была проложена в регионе в 1911 году, она соединила Петропавловск-Камчатский и село Завойко (город Елизово).В 1959 году была сдана автомобильная дорога на Паратунку, в 1969 - завершено строительство дороги на Мильково. В 1972 году была открыта грунтовая дорога «Петропавловск-Камчатский-Усть-Большерецк», затем в эксплуатацию ввели участки проезда «Мильково-Ключи-Усть-Камчатск» [5].

С 1 июня 1914 года в Петропавловске открылась типография, в которой начали печатать газета «Камчатский листок». 7 сентября 1924 года был выпущен первый номер комсомольско-молодежной газеты «Камчатский ленинец» [1].

6 октября 1959 году началось первая техническая передача Камчатского телевидения из телецентра на Никольской сопке. К 17 октября 1961 года комиссией был подписан акт приема телецентра, именно этот день считается днем начала регулярного телевизионного вещания на Камчатке. Важнейшим событием в жизни Камчатки стало окончание строительства радиорелейной линии Петропавловск-Мильково-Козыревск в 1985 году.

Во второй половине XX века ведутся работы по телефонизации населенных пунктов Камчатки. В 1990-x годах активно развивается мобильная связь и доступ к сети интернет.


Ссылки

1.Боевой помощник партии. Очерк истории Камчатской областной организации ВЛКСМ, Ю. Габуров, Петропавловск-Камчатский, 1983 г;

2.Некоторые неясные места из истории образования первых русских поселений на Камчатке, Быкасов В. Е. «Камчатка: прошлое и настоящее: материалы. XXI Крашенинниковских чтений», Петропавловск-Камчатский. 2004 г;

3.Петропавловск-Камчатский: история города в документах и воспоминаниях, 1740—1990, Петропавловск-Камчатский, 1994 г;

4.Сибирский телеграф во второй половине XIX века, В.А. Морев, «Вестник Томского государственного университета. История» №4 (12), ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск, 2010 г;

5.Владимир Каюмов поздравил работников дорожнойотрасли Камчатки с профессиональным праздником http://www.kamgov.ru/mintrans/news/vladimir-kaumov-pozdravil-rabotnikov-doroznoj-otrasli-kamcatki-s-professionalnym-prazdnikom-5891;

6.Война Российской империи с чукчами, Евг. Подражанский, ARD: портал деловой информации», 2015 г., г. Улан-Удэ,http://asiarussia.ru/articles/6433;

82

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!