Мне больно, когда - тебе больно, Россия

Заглавная картинка:
Мне больно, когда - тебе больно, Россия
Тип статьи:
Авторская

Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингушскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Кержаке Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».

В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился Андрей Тарковский. Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». По специальности Вознесенский не работал никогда.

Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семена Кирсанова.

Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.

По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро, которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.

В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.

Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.

Вознесенский и Ахмадуллина

Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская

Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису Татьяну Лаврову. Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей Василия Аксенова.

Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить не обутая выйдешь,

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь.

Не мигают слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни

Ты меня никогда не забудешь

И уже никогда не увидишь

Заслонивши тебя от простуды,

Я подумаю Боже всевышний!,

Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу.

И качнутся бессмысленной высью

Пара фраз, долетевших оттуда,

Я тебя никогда не увижу

И уже никогда не забуду.

Эту речку в мурашках простуды,

Это адмиралтейство и биржу

Я уже никогда не забуду

И уже никогда не увижу.

В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова. Вокальные номера

«Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки. Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого.

Ему дарил свои рисунки Сальвадор Дали. Его обожала одна из самых прелестных женщин – Жаклин Кеннеди. Его приглашал на завтрак в свою мастерскую Пикассо. С ним с удовольствием встречались Рональд Рейган и Боб Дилан. Полвека он был главной движущей силой русской поэзии. Он был замечательный человек и действительно великий поэт.

«Девяносто процентов тебя»

В человеческом организме

девяносто процентов воды,

как, наверное, в Паганини,

девяносто процентов любви.

Даже если - как исключение -

вас растаптывает толпа,

в человеческом

назначении -

девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,

даже если она беда,

так во мне,

несмотря на мусор,

девяносто процентов тебя.

<Андрей Вознесенский, 1996>

Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, Муромскому архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.

Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев, Стас Намин, Евгений Мартынов.

Предлагаем Вашему вниманию обзор книг из фонда Центральной городской библиотеки!

Русские поэты ХХ века. Собрание биографий / М.Б. Богуславский и др. – Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001. – 422 с.

Справочник включает в себя 90 статей о русских поэтах ХХ века, оставивших «весьма» или «едва» заметный след на скрижалях отечественной словесности. Основой для очерков послужили как хрестоматийные, так и малоизвестные факты из жизни русских стихотворцев, автобиографии, свидетельства современников.Собрание биографий – универсальный проводник по уровням многослойного лабиринта, русской поэзии ХХ века, по её прошлому и недавнему.


Умнова, Т. Любовь и похождение шестидесятников / Т.Умнова – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 448 с.

Шестидесятники – особое явление в нашей культуре, их объединяло не только искусство, но и безудержная любовь к жизни, экстравагантное поведение и бесшабашные, выходящие за рамки поступки. Их личная жизнь была даже ярче, чем жизнь общественная и культурная. Лев Ландау, Покровская, Ефремов, Ахмадулина, Мессерер, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский и, конечно, Высоцкий… В этой книге неформальная история самых ярких пар шестидесятых. Трагедия, комедия, фарс, эротика и драма. Без шестидесятников ХХ век потерял бы половину своего очарования.


Вознесенский, А. Собрание сочинений в 3-х томах, Т. 1. Стихотворения; Поэмы. – М. : Худож. лит., 1983. – 463 с. , ил.

В первый том Собрания сочинений известного советского поэта Андрея Андреевича Вознесенского входят стихотворения из сборников «Парабола», «Антимиры», «Тень звука» и других книг, поэмы «Мастера», «Оза», «Лонжюмо», а также мемуарно-автобиографический очерк «Мне четырнадцать лет».Для его произведений характерны остросовременная проблематика, своеобразие интонаций и ритмов, необычность поэтических решений. Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР.


Вознесенский, А. А. Ров : стихи, проза. – М. : Сов. писатель, 1987. – 736 с.

Книгу известного поэта, лауреата Государственной премии СССР Андрея Вознесенского составляют стихи и проза, написанные им в разные годы и публиковавшиеся как в периодической печати, так и в его сборниках.Новая книга А. Вознесенского свидетельствует о том, что поэт не довольствуется достигнутым ранее, находится в постоянном творческом поиске. Он обращается к новому материалу, ищет новые изобразительные средства.


Вознесенский, А. А. Прорабы духа. – М. : Сов. писатель, 1984. – 496 с.

Книгу известного советского поэта лауреата Государственной премии СССР Андрея Вознесенского «Прорабы духа» составляют прозаические и поэтические произведения, написанные им в разные годы и публиковавшиеся как на страницах периодической печати, так и его поэтических сборниках.Прозу А. Вознесенского отличает оригинальность поэтического мышления, метафорическая насыщенность образов, идущая от индивидуального, порой парадоксального восприятия мира.

Используемые сайты:

1. http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/voznesenskij-andrej-andreevich-kratko ;

2. https://www.kp.ru/daily/26828.5/3867858/ ;

3. http://chtoby-pomnili.net/page.php?id=1198


124

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!