"Композитор в живописи" - Эжен Делакруа

Заглавная картинка:
"Композитор в живописи" - Эжен Делакруа
Тип статьи:
Авторская

26 апреля - 220 лет со дня рождения

Фердинана Виктора Эжена Делакруа (1798–1863) – французского живописца и графика, главы романтизма во французской живописи.

«Никто на земле не мог лучше сочетать очарование и пафос или большую вибрацию цвета, как это делал Делакруа. Мы все пишем на его языке»

Поль Сезанн

Эжен Делакруа был необыкновенно многогранным художником, им созданы и портреты, и жанровые картины, и исторические полотна, и религиозная живопись. Он был одним из немногих живописцев, кто умел талантливо и легко писать об искусстве, литературе, музыке, обо всём, что любил, о людях, с кем дружил и кого высоко ценил.

«У большинства людей, — писал Делакруа в своём дневнике, — ум остаётся запущенной почвой в течении всей жизни. Поэтому вполне позволительно, глядя на множество глупых или посредственных людей, которые не столько живут, сколько прозябают, удивляться тому, что Бог дал этим созданиям разум, способность воображать, сравнивать и комбинировать и т. д. и что всё это приносит так мало плодов. Лень, невежество, положение, в какое ставит их случай, превращает почти всех людей в пассивные орудия обстоятельств. Мы никогда не знаем, чего можем добиться от самих себя. Лень, конечно, — наибольшая помеха к развитию наших способностей. Изречение „познай самого себя“ навсегда останется основной аксиомой всякого общества, где каждый стал бы точно выполнять свою роль и осуществлял бы её во всём объёме».

Эжен Делакруа

Делакруа: «Живопись, - писал он, - вызывает совершенно особые эмоции, которые не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления создаются определенным расположением цветов, игрой света и тени словом, тем, что можно было бы назвать музыкой картины».

Творчество Делакруа эхом отозвалось и в русском искусстве. И. Репин отмечал, что «по блеску и силе красок он сделал смелый шаг вперед...».

«Композитором в живописи» назвал художника В. Суриков.

Эжен-ДелакруаАвтопортрет. 1816 г.

Близкие Делакруа критики оставили выразительные описания его внешности. Вот, что писал о художнике Т. Готье в начале 1830-х годов:

«.. .элегантный и хрупкий молодой человек, которого, раз увидев, уже нельзя было забыть. Оливковая бледность лица, густые черные волосы, черные же взлетающие вверх брови, карие глаза, во взгляде которых было нечто кошачье, тонкие, красиво очерченные губы, слегка приподнятые крепкими зубами и оттененные небольшими усами, волевой, сильно акцентированный подбородок — все это придавало его липу какую-то дикую, странную, экзотическую, беспокойную красоту».

«Огромная страстность, удвоенная невероятной волей»; «в Эжене Делакруа было что-то дикое»; «это кратер вулкана, искусно спрятанный за охапками цветов», - так характеризовал художника Ш. Бодлер.

Родился художник 26 апреля 1798 г. близ Парижа в семье французского дипломата. Сын состоятельных родителей, Эжен получил прекрасное образование - окончил Лицей Людовика Великого в Париже.

...Для нас Париж был ряд преддверий

В просторы всех веков и стран,

Легенд, историй и поверий.

Как мутно-серый океан,

Париж властительно и строго

Шумел у нашего порога.

Мы отдавались, как во сне,

Его ласкающей волне.

Мгновенья полные, как годы...

Как жезл сухой, расцвел музей...

Прохладный мрак больших церквей...

Орган... Готические своды...

Толпа: потоки глаз и лиц...

Припасть к земле... Склониться ниц..

Я буду помнить Лувра залы,

Картины, золото, паркет,

Статуи, тусклые зеркала,

И шелест ног, и пыльный свет.

Для нас был Грез смешон и сладок,

Но нам так нравился зато

Скрипучий шелк чеканных складок

Темно-зеленого Ватто.

Буше — изящный, тонкий, лживый,

Шарден — интимный и простой,

Коро — жемчужный и седой,

Милле — закат над желтой нивой,

Веселый лев — Делакруа,

И в Saint-Germain l’Auxerroy -...

Максимилиан Волошин. «Письмо».

1904, Париж.

В 1816 — 1822 гг. Делакруа учится в мастерской классициста П.Н. Герена, где сближается с основоположником романтизма Т. Жерико, оказавшим на Делакруа сильное влияние. В Париже Эжен посещает Лувр, где изучает произведения старых мастеров, особенный интерес проявлялся к полотнам Рубенса.

Натюрморт с омарами. 1826-1827.

Во время пребывания в Англии (1825) Э.Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж.Констебла, Дж.Байрона и У.Шекспира.

Гамлет и Горацио на кладбище. 1839.

Но своеобразный «роман» был у Делакруа и с Гете - точнее, с его «Фаустом». Художник очень любил это произведение и создал серию литографий, иллюстрирующих его. Эту серию видел Гете и одобрил ее.

Бодлер заметил о Делакруа: «У Франции есть Делакруа, который может всё»

Греция на руинах Миссолонги. 1826.

В 1830 г., под непосредственным впечатлением от Июльской революции, Делакруа создает большую композицию «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). Делакруа— автор произведений на темы Великой французской революции, батальных композиций на исторические сюжеты.

Свобода на баррикадах. 1830.


В его воображении восставшая Франция возникла в образе сильной молодой женщины с обнаженной грудью, ведущей людей на баррикаду. В руках у нее, словно парус, реет трехцветное знамя. На сочетании трех его цветов — красного, белого, синего построено цветовое решение всего произведения.

Фигуры вокруг Свободы — рабочий, буржуа, подросток — символизируют единство французского народа во время июльской революции.

Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

Алжирские женщины в своих покоях, 1834.


В 1832 г. Делакруа совершает путешествие в Алжир и Марокко. По возвращении во Францию, на основе сделанных за время этой поездки набросков и дневниковых записей, он создает целый ряд романтически окрашенных произведений, отражающих своеобразие восточного быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Еврейская невеста из Танжера», «Марокканец, седлающий коня», «Танжерские фанатики»).

Араб, седлающий свою лошадь, 1855.

Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке, интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э.Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей.

Сцены с животными привлекали Делакруа. Природа, служащая фоном происходящему, не бесстрастна, она выступает одним из героев его произведений.

Молодой тигр, играющий со своей матерью, 1830.

Значительное место в творчестве художника занимает монументальная живопись. Он создал росписи Бурбонского дворца в Париже (1833— 1847), зала Мира в Парижской ратуше (1851 — 1853), Люксембургского дворца (1845—1847), а также церкви Сен-Сюльпис в Париже (1849— 1861). К работе над фресками он относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал Делакруа, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».

О литературном даре художника свидетельствует эпистолярное наследие, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822 г., представляющий собой летопись культурной жизни эпохи.

В течение полувека Делакруа стремился к яркости и свету, указывая грядущим за ним колористам цель, к которой они должны стремиться. Многое еще осталось сделать, но благодаря его достижениям и наставлениям задача будущих поколений стала значительно легче.

Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к отвлеченным романтическим сюжетам, к поискам живописных эффектов. В то же время им были созданы и реалистические портреты, пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки.

Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными. Он ожидал успеха. Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.


О жизни и творчестве великого французского художника можно узнать из следующей литературы (отдел хранения Центральной городской библиотеки):

Жюллиан, Ф. Эжен Делакруа / Ф. Жюллиан. – М. : Искусство, 1986 . – 244 с. : ил. – (Жизнь в искусстве)

Аннотация:

Книга посвящена самым знаменитым шедеврам мирового изобразительного искусства. Она представляет наиболее значительные росписи, фрески, иконы и картины, которые вернулись к нам благодаря археологическим открытиям и работе реставраторов, рассказывает о ярчайших эпохах в развитии живописи, о таких известных и загадочных полотнах, вокруг которых веками не утихают дискуссии.

"Вселенная - нечто вроде сейфа, к которому человечество подбирает шифр", - писал известный семиолог и литературовед Ролан Барт. Некогда таким шифром служили архаические мифы, но с некоторого времени им стало искусство. Более свободное от "тирании" разума, чем наука, оно оказалось способно уловить и передать нечто самое важное и сокровенное в окружающем мире и человеческой душе.

Книга написана известными искусствоведами, историками и этнологами. Богато иллюстрированные увлекательные научно-популярные статьи предназначены для самого широкого круга читателей.


Вентури, Л. Художники нового времени: Л. Вентури / [пер. с ит. Л.М. Бродской]. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 349, [3] с. : ил. - (Художник и знаток).

Аннотация:

Книга "Художники нового времени" известного итальянского искусствоведа Лионелло Вентури впервые вышла в свет на русском языке в 1956 году. Оказавший благотворное воздействие на советских искусствоведов поколения 1950-1960-х годов, труд Вентури остается актуальным и сегодня. Он посвящен крупнейшим мастерам западноевропейской живописи XIX века, от Гойи до Курбе, и состоит из эссе, написанных легким, доступным языком. Настоящее издание, в отличие от предыдущего, снабжено большим количеством цветных иллюстраций и указателем имен, содержит исправления и уточнения.

Оно будет интересно как специалистам, так и широкому кругу читателей.


Французская живопись XIX века в собрании Государственного Эрмитажа : альбом / сост. В. Н. Березина . – 2-е изд., доп . – Москва : Изобразительное искусство, 1987 . – 296 с. : ил.

Аннотация:

Альбом представляет собой публикацию коллекции французской живописи XIX века (до импрессионизма). Коллекция французской живописи XIX века в Государственном Эрмитаже – одна из крупнейших за пределами Франции. Настоящее издание включает экспонируемые в залах работы и значительную часть картин из фондов музея. Хронологические рамки публикуемого материала образуют целое столетие: с начала 1780-х и до конца 1870-х годов. авторами картин являются девяносто два мастера, которые представляют все основные течения прошлого века вплоть до выступления на художественной арене группы импрессионистов. Собрание Эрмитажа знакомит с наиболее характерными и значительными явлениями художественной жизни Франции XIX века – эпохи, насыщенной крупными историческими преобразованиями, периода интенсивных и чрезвычайно разнообразных поисков в области искусства. Вступительная статья характеризует развитие основных течений французской живописи прошлого столетия на примере эрмитажного собрания.

Альбом содержит около 200 цветных иллюстраций, имеется подробный аннотированнный научный каталог.


Французский портрет XIX века / Н. Н. Калитина. - Л. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1985. - 279 с. : ил.

Аннотация:

В настоящем издании исследуются французская портретная живопись, скульптура и графика XIX века, рассматривается эволюция жанра, вскрывается его историко-художественная проблематика.

Освещены вопросы о взаимодействии портрета с другими жанрами - историческим, бытовым, пейзажным; о месте портрета в разных видах изобразительного искусства и его соотношении с литературным портретом, достигшим во Франции XIX века блестящего развития; об особенностях эволюции таких подвидов, как автопортрет и групповой портрет. Анализируются портретные работы ведущих мастеров различных направлений; выявляются своеобразие и оригинальность образно-пластического строя этих произведений.

Книга богата цветными и тоновыми иллюстрациями.


Долт, Ф. Французская акварель XIX века : [Альбом] : пер. с фр. / Ф. Долт . – М. : Искусство , 1981 . – 176 с.

Аннотация:

Автор книги Франсуа Долт рассказывает об истории акварели и о ее технике, о творчестве многих мастеров XIX века, занимавшихся акварелью, - от Давида и Гро до Сезанна, от Делакруа и Жерико до Гогена и Ван Гога.





Камминг, Р. Художники : Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев: пер. с англ. / Р. Камминг . – Лондон : Дорлинг Киндерсли Лимитед, 2000 . – 112 с. : ил. – (Домашний музей) .

Аннотация:

Жизнь и творчество 50 всемирно знаменитых мастеров живописи сквозь призму их полотен. На примере известных картин автор книги рассказывает о неповторимом своеобразии стиля каждого из 50 живописцев. Вы познакомитесь с любопытными, а порой и малоизвестными фактами биографий прославленных художников и узнаете о времени, когда они жили и творили. Благодаря хронологическому принципу изложения вы проследите, как зарождались разные направления в искусстве и появлялись новые школы живописи. Перед вами развернется панорама истории живописи от средневековых фресок до модернистских картин Пикассо. Большой формат репродукций дает редкую возможность детально рассмотреть картины, а подробный комментарий - понять их характерные особенности.


Шедевры живописи = [энциклопедия / ред. группа: А. Голосовская и др. ; гл. ред. М. Аксенова]. - М. : Мир энциклопедий Аванта + : Астрель, 2009. - 215, [1] с. : ил.

Аннотация:

Книга посвящена самым знаменитым шедеврам мирового изобразительного искусства. Она представляет наиболее значительные росписи, фрески, иконы и картины, которые вернулись к нам благодаря археологическим открытиям и работе реставраторов, рассказывает о ярчайших эпохах в развитии живописи, о таких известных и загадочных полотнах, вокруг которых веками не утихают дискуссии.

"Вселенная - нечто вроде сейфа, к которому человечество подбирает шифр", - писал известный семиолог и литературовед Ролан Барт. Некогда таким шифром служили архаические мифы, но с некоторого времени им стало искусство. Более свободное от "тирании" разума, чем наука, оно оказалось способно уловить и передать нечто самое важное и сокровенное в окружающем мире и человеческой душе.

Книга написана известными искусствоведами, историками и этнологами. Богато иллюстрированные увлекательные научно-популярные статьи предназначены для самого широкого круга читателей.


Цитаты Эжена Делакруа:

Какое чудо — восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!

Когда открываешь в себе какую-нибудь слабость, то вместо того, чтобы таить её, брось лицедейство и увёртки, исправляйся.

Лень, конечно, наибольшая помеха к развитию наших способностей.

Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и всё остальное в жизни, всё вращается вокруг него.

Самый смелый человек становится трусом, когда у него нет установившихся взглядов.

Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции.

Человек — общественное животное, которое не выносит своих сородичей.

Я открыл для себя живопись, когда у меня уже не было ни здоровья, ни зубов.


Изображения с сайтов:

https://gallerix.ru/album/Eugene-Delacroix

https://artrue.ru/style/romanticism/izvestnye-kartiny-ezhena-delakrua.html

www.art-spb.ru/article/121
226

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!