Занятие "Воробьишко" (по рассказу М. Горького) для детей старшего дошкольного возраста

Тип статьи:
Авторская

Ход занятия

- Ребята, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, о ком могут сказать так: «Долетят! Счастья в пути!»?

(Слайд 2)

- Расскажите, чем птицы отличаются от других живых существ на Земле? Почему их выделили в отдельную группу?

- Все ли птицы в холодное время года остаются зимовать в тех краях, где обитают?

- А какие птицы улетают? Как называют таких птиц? (Перелетные)

- Почему птицы перед зимой улетают? (Им зимой холодно и голодно (весь корм под снегом), если они не улетят, то погибнут.)

- Давайте посмотрим, какие птицы улетают с Камчатки перед зимой

(Слайд 3: Алеутская казарка)


(Слайд 4: Бурая пеночка)


(Слайд 5: Чернобровая овсянка )


- А вы знаете, какие птицы остаются? Как их называют? (Зимующие.)

- Все вы видите в городе птиц, которые остаются с нами на зиму. Это …

(Слайд 6: Домовой воробей)


(Слайд 7: Полевой воробей)


(Слайд 8: Большая синица)


(Слайд 9: Белая куропатка)


- А теперь отгадайте загадку о птичке, самой распространенной в городе, которой еще недавно на Камчатке не было, которая попала к нам с материка, скорее всего, на кораблях:

Забияка и воришка,

Ношу я серое пальтишко.

На лету хватаю крошки,

Не пропущу и мелко мошки.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Я бывалый … (воробей).

- Что мы знаем о воробьях?

- Какую пользу приносят воробьи? (Они помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых)

- Какой вред причиняют они сельскохозяйственным культурам? (Они поедают ягоды, зерно.)

- Ребята, что нового мы узнали о воробьях?

- А теперь давайте прочитаем рассказа Максима Горького «Воробьишко».

(Слайд 10)


Громкие чтения

Максим Горький «Воробьишко»

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь – живет своим умом.

(Слайд 11)

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него?

(Слайд 12)

- Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

- Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

- Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:

- Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал:

«Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!»

И все высовывался из гнезда, все разглядывал.

- Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри – чебурахнешься!

- Чем, чем? – спрашивал Пудик.

- Да не чем, а упадешь на землю, кошка – чик! И – слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.

Так все и шло, а крылья расти не торопились.

(Слайд 13)

Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:

- Что, что?

- Ветер дунет на тебя – чирк! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет …

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять все по-своему.

(Слайд 14)

Идет мимо бани мужик, махает руками.

- Чисто крылья оборвала ему кошка, - сказал Пудик, - одни косточки остались!

- Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.

- Почему?

- У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

- Зачем?

- Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек …

- Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!... Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения:

Пел. Пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка рыжая, зеленые глаза – тут как тут. (Слайд 15)


Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

- Честь имею, имею честь …

(Слайд 16)

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.

- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети …

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз, и – на окне!

- Ну, что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!

(Слайд 17)

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зеленые глаза – и сожалительно мяукает:

- Мя-аконький такой воробушек, словно мы-ыш-ка… мя-увы …

(Слайд 18)

И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста …

- Давайте поговорим о том, что мы сейчас прочитали.

Обсуждение прочитанного

- Понравился ли вам Пудик?

- Научила ли его чему-нибудь встреча с кошкой?

(Встреча с кошкой научила Пудика слушаться взрослых.)

- Чем едва ли не закончилась встреча с кошкой?

(Встреча с кошкой едва не закончилась для Пудика гибелью.)

- Каким вы представляете себе Пудика?

- От чего предостерегали своего самоуверенного сынишку родители?

(Родители предупреждали Пудика об опасности.)

- Что произошло с Пудиком?

(Кошка напала на Пудика, но мама его защищала, а сама при этом лишилась хвоста.)

- Как выглядит Пудик в гнезде во время пения стихов собственного сочинения и на земле, рядом со страшной кошкой?

- Как воробьиха-мать защищала своего птенца?

- Ребята, легко ли зимующим птицам зимой? Как вы думаете, можем ли мы помочь им перезимовать в холодное время? А каким образом человек помогает птицам зимой?

- Сейчас я хочу предложить вам нарисовать своего воробьишку. Только рисовать мы сегодня будем не карандашами и не красками, а пластилином! Хотите научиться делать пластилиновые картины? Тогда вперед (Дети делают поделку).

- Для тех, кто не устал, я приготовила интересное задание по клеточкам.

- Ребята, сегодня мы заканчиваем. Берите домой книжку Максима Горького «Воробьишко» и прочитайте ее еще раз дома вместе с родителями. Не забудьте заполнить дневник читателя.

Фотоотчет

Приложение № 1

Раскраска "Воробей"

Приложение № 2

Дидактическое задание по теме мероприятия

Приложение № 3

Дневник читателя



7808

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!